Активизация речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с онр через использование фольклорного материала. Художественная литература Не условным звукам только учится ребенок

Организация: МДОУ ДСКВ №22

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Ейск

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческо - поисковый.

Участники проекта : дети группы общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет, воспитатель групп, родители.

По времени проведения : долгосрочный.

По характеру контактов : в рамках ДОУ.

Обоснование проекта

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речидетей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

ПРОБЛЕМА:

Почему наши дети плохо говорят? может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. использованиев работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает еёвмаловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Гипотеза проекта:

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель проекта:

развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта:

Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Методы и формы проекта:

ФОРМЫ:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы:

Наблюдение, рассказ, игры, показ.

Стратегия осуществления проекта

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ ДС КВ №22 г. Ейска МО Ейский район Краснодарского краяРазработка перспективного плана организации осуществлялась развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. ;

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей:
  • проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
  • дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, загадывание загадок, наблюдения ;
  • проведение подвижных игр;
  • специальные игровые задания;
  • психогимнастика.
  • с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:
    • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
    • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

Ожидаемый результат

  • Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
  • у детей повысить интерес к устному народному творчеству; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

  • у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;
  • сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;
  • у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

2) собственно – исследовательский(основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

III этап – заключительный

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. а самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. в соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в доу и семье.

Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка ряба».

Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

Диагностика по разделу программы «от рождения до школы» показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.

По разделу «развитие словаря» положительная динамика составила 9,4%, по разделу «развитие связной речи» - на 9,5%, отсутствуют дети с низким уровнем.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.

Тимофеева Тамара Владимировна, Чернуха Ирина Алексеевна,
воспитатели д/с №6 «Солнышко» г.Жигулевска

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»

К. Д. Ушинский

Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе, необходимо начинать с детства.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. Однако, это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу.

Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.

Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.

Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребенка, его интереса к читаемым произведениям.

Как обычно детям нравится небывальщина, нелепицы, потому что, им по душе юмор, а еще им доставляет огромное удовольствие перевертывать события, восстанавливая реальные связи и отношения.

Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель, родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение не должно быть скучным, а наоборот занимательным.

Если дети уже знают стихи русских поэтов – можно предложить послушать записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов, поговорить, о чем стихи, какие слова описания подобрал поэт.

Чтобы дети внимательно слушали друг друга, используется прием-рассказывание цепочкой. В этом случае каждый ребенок проживает происходящее событие от начала до конца. Знакомые рассказы, сказки для повторения можно предложить детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат.

В дальнейшем, когда дети перейдут к самостоятельному рассказыванию, они будут использовать в своей речи усвоенные слова и выражения, легко их перенося на другое содержание. Все эти мероприятия обязательно повысят интерес к художественной литературе.

Наш детский сад ведет постоянную работу по приобщению детей к чтению художественной литературы. Педагогами детского сада, оформлены литературные центры, в которых имеется: специально оборудованные места для чтения и литературного творчества «Посидим и почитаем»; «Библиотека», где подобрана литература по жанрам: (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги) ; наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки – панорамы) . Красочно оформленная библиотечная зона группы, литературный центр - привлекает интерес и внимание детей.

В библиотеке проводятся экскурсии, выставки и специальные "библиотечные занятия", которые способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.) .

В соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями образовательная деятельность в детском саду состоит из непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и работе с семьей. В связи с этим нами были пересмотрены перспективные планы образовательной работы и приведены в соответствие с данными требованиями.

Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагогс родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом.

В рамках реализации проекта, для детей и родителей, был разработан план мероприятий: «Литературные вечера», «Литературная гостиная», «Поэтический КВН», совместное посещение Городской Библиотеки, приглашение работника библиотеки на литературное мероприятие «Здравствуй Книга», подобран наглядно – информационный материал.

Для обогащения литературного центра, в группах детского сада, была проведена акция «Книга для детей», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес, любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д. Ушинский:

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.

«Чтение – вот главное умение», писал А.С.Пушкин. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Художественная литература играет немало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Среди факторов, влияющих на эффективность решения задач по приобщению детей к художественной важная роль принадлежит образовательной программе. Образовательные задачи программы «Радуга» по анализируемой образовательной области в полной мере соотносятся с Федеральными государственными требованиями.

Программа «Радуга»

(авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.).

В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно (кроме занятий) читать детям произведения детской литературы. Одним из критериев отбора произведений для такого чтения является то, что герои по своим проявлениям должны быть близки и понятны детям.
В программе дается обоснование необходимости чтения детям произведений разных жанром (сказок - народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т.д.), ставятся определенные педагогические и филологические задачи.
Педагогические:
извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей;
при чтении стихотворений, в драматизациях - совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жест, мимика).
Филологические:
развивать интерес детей к детской литературе;
совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;
учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги:
развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка;
учить замечать различия между жанрами (сказка, рассказ, стихотворение).
Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, устраивать выставки и т.д.
Составители программы рекомендуют разные формы организации для приобщения ребенка к книге:
занятия;
ежедневное чтение;
игры-драматизации и спектакли по мотивам произведений.
Для старших дошкольников разработана тематика для ежедневного чтения. Также даны конспекты занятий по приобщению детей к художественной литературе, где можно увидеть и беседы о поэзии «Зачем люди сочиняют стихи?», и рассматривание иллюстраций, и беседы о некоторых композиционных элементах сказок.
В программе «Радуга» много достоинств (особенно наличие хрестоматии), но не хватает опоры на семью, на работу с родителями, чего, к сожалению, в программе не предусмотрено.
Анализ содержания речевых задач в образовательной программе «Радуга» позволяет отметить особую концентрацию внимания на освоении ребёнком знаковой системы речи, а также развитии диалогической речи как способа коммуникации, в то же время следует отметить отсутствие детализации конкретных знаний, умений и навыков детей в области родного языка.

Ребенок шестого года жизни готов ко всем видам обучения. Универсальный путь обучения жизни, путь открытия и постижения мира с помощью книги. В возрасте шести лет ребенок способен слушать 30-40 минут и в течение получаса самостоятельно рассматривать книгу. В старшем группе продолжается работа по приобщению детей к сокровищнице мировой художественной литературы.

Цель:

воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.

Задачи

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе:

совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;

обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова
и выражения, эпитеты, сравнения);

помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка и произведения, прививая чуткость к поэтическому слову;

совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях произведений;

воспитывать у ребенка потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания;

показать детям основные различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

Формы и методы работы:


  • литературная гостиная;

  • литературные вечера;

  • тематические недели.

  • викторины;

  • беседы и занятия;

  • книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;

  • конкурсы чтецов;

  • литературные игры и праздники;

  • экскурсии;

  • просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;

  • акции.

статья

Активизация речемыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ через использование фольклорного материала. Учитель-логопед Лапина Н.П.
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык,

он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

*Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один

естествоиспытатель;

*оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,

среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог

бы познакомить, ни один историк;

*оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы

ввести ни один эстетик;

*оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские

воззрения,

которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ…»

К.Д.Ушинский)

Актуализация

В настоящее время очень

актуальна проблема воспитания детей на

основе русской национальной культуры, на собрании национальных

достижений.
Безусловно, при интенсивном внедрении в жизнь компьютеризации, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Современная среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
2.

Краткий обзор теории
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Русской фольклор

- это дорожка от прошлого, через настоящее,

будущее, источник чистый и вечный.
Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И
начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Русский народный фольклор - это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять - кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам:
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает

ничего».
Фольклор называют
«живой стариной
». В нем, как в волшебном ларце, есть потешки и считалки, игры и песенки, загадки и скороговорки. Народная педагогика (а она лежит в основе детского фольклора) учитывает все особенности развития наших детей. Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.
Пестушки и потешки
помогают родным нянчить малыша в первый год его жизни. Существовала давняя русская традиция - все действия, связанные с уходом за детьми, сопровождать
песенками, потешками, поговорками,

присказками
. Ритмически выстроенная речь обостряет восприятие окружающего мира, вызывая у детей чувство радости. Всевозможные
игры
(горелки, салки, жмурки, хороводы и т.д.) отвечают физическим потребностям ребенка, его активной природе. Они помогают малышу найти свое место в коллективе, учат общаться не только со сверстниками, но и с детьми старше и младше его. Это незаменимый опыт социальной адаптации, который, к сожалению, сегодня утерян.
Потешки о животных
помогают ребенку познавать окружающий мир. Они развивают его память, внимание и воображение. Сочный и образный язык
небылиц, перевертышей и сказок
отвечает желанию взрослых передать ребенку ощущение многокрасочности окружающего мира и способствует развитию у него чувства юмора.
Загадка
– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Шутливые
диалоги и загадки
- основной материал для развития речи ребенка, его памяти и внимания, а
скороговорки, чистоговорки
- своего рода
«народная логопедия».

Используя в речи
пословицы и поговорки
, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Малые фольклорные жанры, если смотреть шире, задают ребенку определенную позитивную
«программу развития».
В раннем возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира - речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность. Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением, осознавать свою активность.
Развитие

речемыслительной деятельности – важная задача в развитии ребенка.

Методологические основы
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращалисьК. Д. Ушинский (29), В.И. Даль (12), Д.Б. Эльконин (33), Н.Х. Швачкин (32). Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д Ушинский (29): «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»Он верилв принцип «народ без народности – тело без души». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков» и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно – живой образец народного развития.
4.

Результаты обследования
В большинстве случаев, обучающиеся с ОВЗ демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи. В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и умениями, однако их логическая деятельность отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщённые слова, затрудняются в
доказательстве своего суждения. Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер. Вывод: Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
5.

Цель работы
Оптимизация логопедической работы с обучающимися с ОВЗ посредством использования малых фольклорных форм.
6.

Задачи
В соответствии с поставленной целью были
определены задачи:
1.Определить теоретико-методологические основы использования малых фольклорных форм в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ 2. Выявить особенности понимания и употребления малых фольклорных форм обучающимися; 3. Разработать тематический блок использования малых фольклорных форм в работе с целью развития речевой деятельности и повышения эффективности логопедического процесса; 4. Проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе.
7.

Принципы
Свою работу по развитию речи средствами детского фольклора я строила на следующих
основных принципах:
 интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности обучающихся (чтение художественной литературы, ознакомление с природой, развитие речи, различные игры, продуктивная деятельность);  активного включения в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно- речевую, театрализованную;  на основе принципа индивидуального подхода, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной деятельности, индивидуальной работы с каждым в процессе коллективных занятий;
 бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
8.

Внедрение
Для решения поставленных задач используем
комплекс

методов
: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, обследование детей, беседы с родителями,консультации,совместные праздники, досуги, выставки, чтение художественной литературы, объяснение, разучивание, игры – драматизации, создание картотеки для детей по народному фольклору: потешки, чистоговорки, скороговорки, дидактические игры по мотивам сказок… В коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи доступными являются « малые фольклорные формы» - потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; далее наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; затем следует знакомить с небылицами, частушками, былинами. Основными
формами
организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал учителем - логопедом, являются
индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия разных
видов
: - занятия по развитию лексико-грамматических средств языка; - занятия по формированию навыков связного рассказывания; - занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи); - логоритмические занятия. Используются фольклорные произведения в различных
структурных

компонентах
занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа, дыхательных упражнений.
При использовании в коррекционно-логопедической работе

фольклорного материала я убедилась в том, что:
 При условии отбора малых фольклорных форм с учетом возрастных возможностей детей и организации систематическойработы, они могут быть доступны пониманию лицам с тяжёлыми нарушениями речи.  Использование малых фольклорных форм в логопедической работе способствуют решению таких
задач,
как:
-
образовательные
– обогащение словаря, формирование лексико- грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи; -
развивающие
– развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности,развитие фантазии, творческих способностей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях; -
воспитательные
– воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.
9.

Поэтапность

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:
 проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;  проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;  проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);  проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;  проговорить громко, как можно четче и быстрее. Каждую скороговорку проговариваемс разными интонациями:вопросительной, весело, грустно, «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:
 воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;  стимуляция умственной активности;  развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;  расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;  развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для лиц, имеющих системное недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Обучающиеся с ОВЗ испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное

отгадывание загадок, являются:

Предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; - продумывание логопедом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; - уровень развития речи детей; - учет возрастных особенностей и возможностей. Развивая умственные способности лиц с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные. Приобщая к восприятию
пословиц
как фольклорного жанра, развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого обучающегося. Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно включать как часть занятия или проводить отдельным занятием. Важно объяснить, что в пословице мысль выражается кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова (в отличие от ответов на вопросы, где нужно формулировать полные предложения). Важно составить новую пословицу, поговорку, но при этом сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней. Среди пословиц и поговорок можно найти образцы готовых игровых упражнений.Пословиц, подобных этой: «У него правды, каку змеи ног, не найдешь», можно составить очень много. Например, у жирафа не найдешь полосок, у льва - пятен, у кошки - копыт, у петуха - зубов, у крокодила -панциря, у щуки - клешней… Важно,чтобы дети научились подмечать особенности окружающего мира, закрепили бы знания, приучились бы выражать мысль словами, особым образом формулируя ее. Работая над пониманием переносного смысла пословицы, мы развиваем у них ассоциативное мышление. «Вертит языком, как корова хвостом» - здесь язык болтливого человека, разглашающего свои и чужие секреты, сравнивается с коровьим хвостом. Пословицы и поговорки – это благодатный материал для развития и ассоциативного мышления, и образной речи. Следует учитывать, что развитие творчества не может идти без опоры на наглядность. Использование картинок в таких играх обязательно. Они помогают быстрее понять и выполнить задание, создают положительный эмоциональный фон. При составлении пословиц, аналогичных такой, как «Гусь свинье не товарищ» (или «Волк коню не товарищ»), картинки не обязательно выставлять сразу парами.Детям предлагается выбрать картинки животных, кто кому, по их
мнению «не товарищ». Дети сами составляют пары по этому принципу и затем сами придумывают пословицы. Только после тренировочных упражнений с наглядностью у обучающихся появляется способность абстрагироваться. Ознакомившись с
эффективными приемами и методами работы с

пословицами,
можно сделать выводы: 1. обучающийся оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является все, что имеет для него определенную значимость. 2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия. 3. Повышается уровень познавательной и речевой деятельности, обогащается словарный запас. 4. Через пословицы и поговорки развиваетсяи формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность.
Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более

увлекательной для детей и логопеда, а также повысить уровень усвоения

материала по лексическим темам.

Заключение
В заключение можно сформулировать следующие
выводы:
Использование малых форм фольклора в работе с обучающимися с ОВЗ позволяет дать возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях. За небольшой промежуток времени, обучающиеся стали более раскрепощенными, они не боятся говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками. Занятия по речевому развитию стали более интересными как для них, так и для логопеда. В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора развивает устную речь, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Перспективы
дальнейшей работы:
-
в углублении коррекционно-развивающих возможностей малых

фольклорных форм, применяемых в процессе логопедической работы с

обучающимися с ОВЗ,

-в поиске путей обеспечения эффективного взаимодействия

специалистов по данной проблеме,

- в интеграции коррекционно-логопедической работы на материале

малых фольклорных форм с детьми, имеющими

тяжелые речевые нарушения.

Ссылки на источники:
1) Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. 240с; 2) Аникин В. П. К мудрости ступенька. М., 1988; 3) Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957; 4) Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 328с; 5) Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования М-Л., 1938г.; 6) Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения Сб. М-Л., 1935г.; 7) Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961; 8) Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя языка В 2-х ч. М., 1949г.; 9) Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.; 10) Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994. 11) Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост. В. Агафонников. М., 1973г.; 12) Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С.185-193; 13) Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1958г.; 14) Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958г.; 15) Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22; 16) Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1976. 127с.; 17) Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. 143с.; 18) Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005; 19) Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26; 20) Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. М.: Просвещение, 1967. С.46-60; 21) Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.239с.; 22) Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.; 23) Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.; 24) Сергеева Д. А как речь то говорит, словно реченька журчит (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23; 25) Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. 78с.;
26) К.Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М. «Педагогика», 1974; 27) Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г.; 28) Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21; 29) Швачкин Н.Х. «Развитие речевых форм у младшего дошкольника».//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995 г.; 30) Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 1960. 348с.

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык,
он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
*Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель;
*оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,
среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;
*оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
*оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения,
которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ…»
( К. Д.Ушинский)

  1. Актуализация

В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2014 год в Российской Федерации объявлен Президентом Годом культуры.
В настоящее время очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Безусловно, при интенсивном внедрении в жизнь компьютеризации, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности.
Современная среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.
2. Краткий обзор теории
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный.
Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Русский народный фольклор — это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Фольклор называют «живой стариной ». В нем, как в волшебном ларце, есть потешки и считалки, игры и песенки, загадки и скороговорки. Народная педагогика (а она лежит в основе детского фольклора) учитывает все особенности развития наших детей.
Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.
Пестушки и потешки помогают родным нянчить малыша в первый год его жизни. Существовала давняя русская традиция — все действия, связанные с уходом за детьми, сопровождать песенками, потешками, поговорками, присказками . Ритмически выстроенная речь обостряет восприятие окружающего мира, вызывая у детей чувство радости.
Всевозможные игры (горелки, салки, жмурки, хороводы и т.д.) отвечают физическим потребностям ребенка, его активной природе. Они помогают малышу найти свое место в коллективе, учат общаться не только со сверстниками, но и с детьми старше и младше его. Это незаменимый опыт социальной адаптации, который, к сожалению, сегодня утерян.
Потешки о животных помогают ребенку познавать окружающий мир. Они развивают его память, внимание и воображение.
Сочный и образный язык небылиц, перевертышей и сказок отвечает желанию взрослых передать ребенку ощущение многокрасочности окружающего мира и способствует развитию у него чувства юмора.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Шутливые диалоги и загадки — основной материал для развития речи ребенка, его памяти и внимания, а скороговорки, чистоговорки — своего рода «народная логопедия».
Используя в речи пословицы и поговорки , дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Малые фольклорные жанры, если смотреть шире, задают ребенку определенную позитивную «программу развития».
В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира - речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность. Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринимать с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением, осознавать свою активность. Развитие речемыслительной деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе.
3. Методологические основы
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались К. Д. Ушинский (29), В.И. Даль (12), Д.Б. Эльконин (33), Н.Х. Швачкин (32).
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д Ушинский (29): «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он верил в принцип «народ без народности - тело без души». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков» и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно - живой образец народного развития.
4. Результаты обследования
В большинстве случаев, дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений, буквальное истолкование значения пословиц, недостаточные умения абстрагироваться от конкретной ситуации, целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи.
В старшем возрасте эти дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, однако их логическая деятельность отличается крайней неустойчивостью и отсутствием планомерности: они обращают внимание на какой-либо один, случайно выхваченный признак, характеристику предмета или явления. Детям сложно выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщённые слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый характер, грамматически неоформленный характер.
Вывод : Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
5. Цель работы
Оптимизация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.
6. Задачи
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1.Определить теоретико-методологические основы использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР;
2. Выявить особенности понимания и употребления малых фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. Разработать тематический блок использования малых фольклорных форм в работе с детьми 5 лет с ОНР с целью развития у них полноценной речевой деятельности и повышения эффективности логопедического процесса;
4. Проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 5 лет с ОНР.
7. Принципы
Свою работу по развитию речи детей средствами детского фольклора мы строим на следующих основных принципах:

  • интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (чтение художественной литературы, ознакомление с природой, развитие речи, различные игры, продуктивная деятельность);
  • активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
  • на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной детской деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
  • бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. 8. Внедрение

Для решения поставленных задач используем комплекс методов : теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, обследование детей, беседы с родителями, консультации, совместные праздники, досуги, выставки, чтение художественной литературы, объяснение, разучивание, игры - драматизации, создание картотеки для детей по народному фольклору: потешки, чистоговорки, скороговорки, альбом «Звукарик», дидактические игры по мотивам сказок…
В коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 4х-летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 - 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет следует знакомить с небылицами, частушками, былинами.
Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал учителем - логопедом, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов :
- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка;
- занятия по формированию навыков связного рассказывания;
- занятия по формированию правильного звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков в связной речи);
- логоритмические занятия.
Используются фольклорные произведения в различных структурных компонентах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия), в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики, мимической гимнастики, при выполнении различных видов массажа, дыхательных упражнений.
При использовании в коррекционно-логопедической работе фольклорного материала мы убедились в том, что:

  • При условии отбора малых фольклорных форм с учетом возрастных возможностей детей и организации систематической работы, они могут быть доступны пониманию детям с тяжёлыми нарушениями речи.
  • Использование малых фольклорных форм в логопедической работе способствуют решению таких задач, как:

- образовательные - обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;
- развивающие - развитие фонематического слуха, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- воспитательные - воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.
9. Поэтапность
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

  • проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
  • проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
  • проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
  • проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
  • проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговариваем с разными интонациями: вопросительной, весело, грустно, «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны:

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:

Предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Развивая умственные способности детей с тяжёлыми нарушениями речи, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить его составлять собственные.
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.
Сочинение пословиц и поговорок как вид творческой деятельности можно включать как часть занятия или проводить отдельным занятием. Важно объяснить детям, что в пословице мысль выражается кратко, сжато. При составлении пословиц и поговорок нельзя добавлять лишние слова (в отличие от ответов на вопросы, где нужно формулировать полные предложения). Важно составить новую пословицу, поговорку, но при этом сохранить форму, интонационный рисунок и смысловое значение прежней.
Среди пословиц и поговорок можно найти образцы готовых игровых упражнений. Пословиц, подобных этой: «У него правды, как у змеи ног, не найдешь», можно составить очень много. Например, у жирафа не найдешь полосок, у льва - пятен, у кошки - копыт, у петуха - зубов, у крокодила - панциря, у щуки - клешней… Важно, чтобы дети научились подмечать особенности окружающего мира, закрепили бы знания, приучились бы выражать мысль словами, особым образом формулируя ее.
Работая над пониманием переносного смысла пословицы, мы развиваем у них ассоциативное мышление. «Вертит языком, как корова хвостом» - здесь язык болтливого человека, разглашающего свои и чужие секреты, сравнивается с коровьим хвостом. Пословицы и поговорки - это благодатный материал для развития и ассоциативного мышления, и образной речи.
Следует учитывать, что развитие творчества не может идти без опоры на наглядность. Использование картинок в таких играх обязательно. Они помогают детям быстрее понять и выполнить задание, создают положительный эмоциональный фон. При составлении пословиц, аналогичных такой, как «Гусь свинье не товарищ» (или «Волк коню не товарищ»), картинки не обязательно выставлять сразу парами. Детям предлагается выбрать картинки животных, кто кому, по их мнению «не товарищ». Дети сами составляют пары по этому принципу и затем сами придумывают пословицы. Только после тренировочных упражнений с наглядностью у детей появляется способность абстрагироваться.
Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:
1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.
2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
3. У детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, обогащается словарный запас.
4. Через пословицы и поговорки развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность дошкольников с ОНР.
Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и логопеда, а также повысить уровень усвоения материала по лексическим темам.
10. Заключение
В заключение можно сформулировать следующие выводы:
Использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.
За небольшой промежуток времени, дети стали более раскрепощенными, они не боятся говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками. Занятия по речевому развитию стали более интересными как для них, так и для логопеда.
В дальнейшей своей работе мы будем активно использовать все виды и формы детского фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора развивает устную речь детей, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Перспективы дальнейшей работы мы видим:
- в углублении коррекционно-развивающих возможностей малых фольклорных форм, применяемых в процессе логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР,
- в поиске путей обеспечения эффективного взаимодействия специалистов по данной проблеме,
- в интеграции коррекционно-логопедической работы на материале малых фольклорных форм с детьми, имеющими речевые нарушения.

Ссылки на источники:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М.: Учпедгиз, 1957. 240с;
  2. Аникин В. П. К мудрости ступенька. М., 1988;
  3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор. М., 1957;
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 328с;
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования М-Л., 1938г.;
  6. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения Сб. М-Л., 1935г.;
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961;
  8. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя языка В 2-х ч. М., 1949г.;
  9. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.;
  10. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М.,1994.
  11. Заплетися, плетень. Русские народные песни и хороводы// Сост. В. Агафонников. М., 1973г.;
  12. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. М.: Высшая школа, 1986. С.185-193;
  13. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1958г.;
  14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958г.;
  15. агрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22;
  16. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1976. 127с.;
  17. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. 143с.;
  18. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005;
  19. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26;
  20. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. М.: Просвещение, 1967. С.46-60;
  21. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.239с.;
  22. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.;
  23. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.;
  24. Сергеева Д. А как речь то говорит, словно реченька журчит (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23;
  25. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. 78с.;
  26. К.Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М. «Педагогика», 1974;
  27. Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г.;
  28. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21;
  29. Швачкин Н.Х. «Развитие речевых форм у младшего дошкольника».//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995 г.;
  30. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 1960. 348с.