Основы воспитания детей в семье. Конфликты в семье и их влияние на поведение ребенка Закрепление неправильной модели семейного поведения

Здравствуйте! Для любого ребенка семья – это его маленький мир, где он делает первые шаги, познает мир, учится и развивается. Все, что малыш здесь слышит и наблюдает, формирует его представления об окружающем мире. Поэтому внутренний микроклимат в семье крайне важен для того, чтобы ребенок рос физически и психически здоровым. Из взаимоотношений мамы и папы он черпает модель поведения, которую переносит в свою взрослую жизнь.

Почему важна атмосфера в семье, где растет ребенок?

Распространено мнение, что маленький ребенок еще ничего не понимает. Вот почему многие папы и мамы не стесняются закатывать шумные скандалы, которые даже иногда перерастают в драки. Взрослым кажется, что малыш в силу своего возраста все равно не поймет значения многих слов, да и вообще не разберется толком в ситуации.

При этом мало кому приходит в голову, что ребенок, словно губка, впитывает негативные эмоции, родительские интонации, манеру поведения, и в будущем начнет им подражать.

Иногда в детском садике малыши непроизвольно разыгрывают драмы, которые подсмотрели в своей семье. Кроха берет куклу и играет, а потом вдруг начинает ее ругать. В этот момент как раз становится видно и слышно все, чему ребенок научился дома у своих родителей. Он кричит на бедную куклу, обзывает ее, бьет. Лишь опытный педагог, наблюдая эту картину, сможет понять, в какой жуткой атмосфере стрессов и конфликтов растет маленький человек. После этого он, конечно, попробует обсудить ситуацию с родителями, но таких проницательных воспитателей мало.

Как семейные скандалы отражаются на малыше

Постоянные семейные драмы отрицательно сказываются на здоровье ребенка и в результате провоцируют серьезные проблемы:

  • Психологические расстройства у детей – это самое распространенное последствие постоянных конфликтов в семье. Такие проблемы проявляются по-разному. Кто-то из малышей может стать злым и агрессивным драчуном, постоянно затевающим ссоры с ровесниками. Другие дети замыкаются в себе, неохотно идут на контакт, избегают общения с кем-либо. Все это ухудшает психическое здоровье, а со временем начинает негативно влиять и на формирующийся характер в целом. Если ничего не предпринимать, в старшем возрасте у ребенка появятся огромные проблемы.
  • Физические расстройства чаще всего проявляются нарушениями речи и ухудшением зрения. Живя в постоянном стрессе, малыши . У них также часто наблюдаются дефекты речи, . Проблемы со зрением часто выражаются в том, что ребенку становится сложно сфокусироваться на определенном предмете. Дело в том, что хронический стресс влияет на кору головного мозга, в результате чего и ухудшается физическое здоровье, задерживается развитие крохи.

Некоторые скандалы малыши принимают так близко к сердцу, что они откладываются глубоко в памяти и становятся едва ли не единственными детскими воспоминаниями. Взрослые после разрешения конфликта в состоянии взять себя в руки, поэтому они забывают неприятные эпизоды. Зато детям трудно понять, из-за чего случился скандал, и они начинают винить себя в разладе в семье. Так у ребенка появляются навязчивые мысли о том, что он мешает маме и папе, что его не любят, он совсем один. Ощущение собственной ненужности впоследствии перерастает в большое количество комплексов.

Очень плохо на ребенке отражаются скандалы, которые происходят перед сном. Из-за испуга и стресса малыш не может заснуть, поэтому не высыпается, а наутро чувствует себя вялым и расстроенным.

Все родители должны понять, что выяснения отношений на глазах у ребенка приводит к серьезным и необратимым последствиям. Далее я дам вам несколько советов, как избежать конфликта. Это позволит минимизировать вред для малыша.

Как вести себя родителям, если назревает конфликт

На мой взгляд, каждый взрослый человек первое чему должен научиться — вовремя промолчать. Это сложно сделать, когда эмоции бьют через край. Все же важно задуматься о возможных последствиях ссоры и о том, что потерянные нервные клетки не восстановятся. Постарайтесь отвлечься – например, посчитать до 100 или выполнить дыхательную гимнастику.


Второе правило – сделать паузу , чтобы начинающаяся ссора не переросла в настоящий скандал с криками и битьем посуды. Покиньте зону конфликта: уединитесь в другой комнате, сходите проветриться на улицу, чтобы у вас появилась возможность обдумать ситуацию в спокойной обстановке. Только не уходите демонстративно, хлопая дверью и закатывая глаза. Лучше просто скажите, что вам надо немного остыть, а потом вы готовы будете продолжить беседу.

Третье правило – учитесь контролировать свой язык, следите за тем, что вы говорите. Самые серьезные конфликты часто начинаются с несущественных мелочей, которые сменяются упреками за прошлые ошибки: один из вас пару месяцев назад поздно вернулся домой, забыл вынести мусор, другой залил ноутбук кофе, нерационально потратил общие деньги. Зачем разжигать конфликт еще сильнее? Ведь речь идет о том, что уже пройдено. Научитесь забывать ошибки прошлого, не попрекать ими друг друга, не переходить на личности. Оскорбления глубоко врезаются в память не только детей, но и взрослых.

Еще можно попытаться сменить тему разговора и обсудить нечто более приятное. После этого и возвращение к предмету ссоры станет менее эмоциональным.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Безусловно, в семейной жизни не бывает все идеально, поэтому скандалы случаются у всех. Только я уверена, что в наших силах ослабить конфликт, чтобы потом не разгребать его последствия.

Что предпринять, если скандал состоялся, причем на глазах у ребенка

Если малыш увидел, как его родители ссорятся, с ним обязательно нужно поговорить и обсудить эту ситуацию. Объясните крохе понятным ему языком, из-за чего разгорелся скандал. Постарайтесь убедить его в том, что конфликт исчерпан, и такое больше никогда не повторится. Не забудьте добавить, что все сказанные обидные слова были ошибкой, а на самом деле мама с папой добрые и хорошие и любят друг друга.


Помиритесь между собой. Главное, чтобы малыш увидел, что все наладилось и родители снова нормально общаются друг с другом. Только вот делать вид, что вы миритесь, ради ребенка не стоит (т.е. не стоит устраивать «спектакль перемирия» для своего только для ребенка). Малыши остро чувствуют фальшь и неискренность.

Покажите крохе свою любовь. Обнимите и поцелуйте свое чадо, скажите, как сильно его любите. Ребенку нужно знать и чувствовать, что в его семье все друг друга любят.

Если вы ссоритесь так, что доходит до драк, следует всерьез об этом задуматься. Хотя бы обсудите с супругом в спокойной обстановке то, что между вами происходит. Еще можно прибегнуть к помощи семейного психотерапевта. Помните, что дети с юного возраста молча наблюдают все семейные драмы. Они не могут ответить и даже просто покинуть зону конфликта. Проходит год за годом, а для малышей такое положение вещей становится нормой. В дальнейшем ту же модель отношений они перенесут на свои семьи.

Если мальчик постоянно наблюдает, как папа избивает маму, во взрослой жизни он просто не сможет хорошо относиться к женщинам. Нормой для него будет решение любых конфликтов с женой кулаками. У него не будет уважения к собственной матери, а, значит, и ко всем остальных женщин.

Для девочки, растущей в такой семье, нормой станет модель поведения мамы. Когда она вырастет, она не будет уважать саму себя, примет на себя роль жертвы, станет постоянно ходить в синяках от побоев и для нее это будет нормальным образом жизни. Ведь это модель семьи, в которой она жила и которая стала для нее нормальной.

К сожалению, полные семьи не всегда здоровые. Вернее, я о том, что отношения в семье должны быть гармоничными. Важно, чтобы ребенок , а дом был его крепостью, в которой он чувствует себя защищенным. В семьях с противоположной ситуацией дети, став подростками, часто убегают из дома, потому что им там некомфортно.

Даже если семья распалась, это не повод опускать руки. Каждому из нас под силу построить новые отношения. Только при выборе будущего супруга или супруги не забывайте о ребенке. Сложности подстерегают нас везде, но при правильном подходе можно создать гармоничную семью для своего чада.

Я хочу акцентировать внимание на том, что с самого рождения ребенок является личностью, у него есть права не только на еду, крышу над головой, одежду, обучение, но и на психическое здоровье. Малыша нужно . Если что-то в вашей семье не идеально, поработайте над этим. Ведь любая ссора, которая происходит на глазах у ребенка, откладывается тяжелым грузом в его памяти и приводит к комплексам, проблемам со здоровьем во взрослой жизни. Если чувствуете, что конфликт неизбежен, попытайтесь объяснить малышу происходящее, только очень деликатно, чтобы не нанести вред его психике.

Конфликты случаются во всех семьях. Это нормально, ведь от бытовых неурядиц никуда не деться. Только одни могут вовремя промолчать, спокойно все обсудить и сгладить конфликт, а другие лишь накаляют страсти и мелкую ссору раздувают в бурный скандал. Я уверена, что семью все-таки нужно строить на любви и уважении друг к другу. Поэтому учитесь разрешать споры мирным путем, уважать себя и ребенка.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий — тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера.

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка — сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

https://vuzlit.ru/727275/vliyanie_vospitaniya_harakter_povedenie_rebenka

Людмила Чебанова
Конфликты в семье и их влияние на поведение ребенка

Нет, пожалуй, ни одной семьи , где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. И это вполне нормальное явление. Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам, - ошибочно, потому что семья - это активная система, которая состоит из индивидуальностей, поэтому возникновение конфликтов между ними неизбежно. С помощью ссор люди решают проблемы семьи и , если выяснение отношений не заключается в личных нападках, вполне вероятно конструктивное решение проблем, снятие психологического напряжения, поддержка друг друга, а также стабилизация внутрисемейных отношений. К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичными будут последствия для детей, если их родителям не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справиться с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга и если дело дойдет до глубокого конфликта , тогда выражение «страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.

К сожалению, статистика отражает все возрастающую тенденцию разводов и увеличивающееся число затронутых разводами детей. Сюда же относятся дети, живущие в негармоничных семейных условиях, даже если дело не доходит до развода. Дети ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы : если они не могут свободно «плавать» , если в семье царит раздраженная атмосфера. Для маленьких детей внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

Дети очень быстро чувствуют, что что-то изменилось в отношениях родителей, и стараются справиться с противоречиями на свой лад. Они разными путями приспосабливаются к новым отношениям. Часто бывает, что дети раз выступают за папу, а раз за маму, потому что они хотят дружить и с тем и другим. А такой способ поведения – толчок к эгоизму и лицемерию, потому что ребенок быстро учится получать выгоду из конфликта . Подобное случается очень часто, когда один из родителей или оба жалуются ребенку и стараются снискать его расположение подарками или другими вещами.

У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы увереннее действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение . Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. Реакция детей на семейный конфликт зависит от их возраста. Но, бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения ребенка со сверстниками в коллективе.

Родители сами часто виноваты в том, что падает их авторитет (они замечают это с удивлением и неодобрением) . Ребенок , который перед конфликтом между родителями , как правило, общался с ними, внезапно оказывается вне их интересов, потому что они теперь заняты собственными проблемами. Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребенка , которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны, для самозащиты. Семья – это начальный этап для отработки социального поведения ребенка . Плохой или хороший пример семьи показывает ребенку , как он должен вести себя в детском саду, в школе, с друзьями и т. д. Семья , в которой вырос ребенок , дает образец для той семьи , которую ребенок образует в будущем . Дети, пережившие ссору между родителями, получают неблагоприятный старт в жизни. Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

Ссоры и конфликты между родителями отрицательно влияют на детей и их воспитание. Пребывая в конфликтном состоянии , родители готовят самим себе трудности в воспитании детей. Ссора между родителями может привести и к тому, что ребенок встанет на сторону того, кто покажется ему правым. Сильная неприязнь к отцу или к матери – вот каковы последствия семейных ссор, и эти последствия могут быть преодолены только тогда, когда ребенок вырастет . Но часто это оставляет глубокие следы на всю жизнь.

Одним из главных поводов для семейного конфликта является и сам ребенок . Родители, не умея решать собственные конфликты , сводят их решение к ребенку , поощряя или наказывая его за поведение , доказывающее правоту противоборствующих сторон. В результате ребенок должен соответствовать противоречивым требованиям своих родителей, что мешает ему быть самим собой, индивидуальностью. Решая конфликт за счет ребенка , многие родители рвут его на части требованиями, расспросами, кого он любит больше, или привлекают его встать на сторону одного из родителей во время конфликта . Но ребенок любит обоих родителей, поэтому он начинает лицемерить, оказывая содействие обоим родителям, при этом извлекая выгоду из своего положения. Родители верят, что подросший ребенок все верно поймет и рассудит их. Но в большинстве случаев такие дети теряют истинные ориентиры, так как у них складывается представление о том, что можно всегда извлекать личную выгоду из любой ситуации.

Для того, чтобы семейный конфликт не зашел слишком далеко, родители должны думать о том, что они не смогут переложить ни на кого свою ответственность за ребенка . Поэтому личные интересы должны быть приведены в соответствие с семейными. Многое решается в семье проще , если между родителями существует товарищеский тон, который выражает соответствующее отношение к партнеру.

Слушая разговоры родителей, в которых сталкиваются различные точки зрения, дети учатся вести разговоры. В таком разговоре не должно быть ничего, что могло бы задеть личность партнера. Если разговор тем не менее грозит перейти в ссору, один из супругов должен попробовать прекратить его и замолчать. И это не проявление слабости. Наоборот, такая позиция достойна всяческого уважения, поскольку она направлена на сохранение гармонии в семье . А это самое важное. Разговор можно продолжить, но не в присутствии детей. Если же дети дома, то выяснение отношений следует перенести на нейтральную почву. Например, решить свои проблемы во время совместной прогулки. Если между поводом для конфликта и выяснением отношений проходит некоторое время, это смягчает остроту ситуации, способствует продуманному и деловому ее обсуждению. Супруги ведут себя более сдержанно и в том случае, если они вынуждены выяснять отношения в присутствии третьего лица.

Если ссора возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно. Дети должны видеть, что родители помирились. В зависимости от семейных традиций и темперамента следует выразить примирение и чисто внешне. Для детей родители представляют собой некое единство, и разрушение этого единства может иметь печальные последствия для ребенка . Поэтому всегда лучше как можно скорее объяснить детям, что между родителями возникло недоразумение, но они уже помирились. Благодарность ребенка с лихвой вознаградит вас за умение преодолеть себя.

Если же ссору не удалось закончить миром, всегда помните : ребенок должен быть как можно дальше от семейного конфликта ! Помните, что у ребенка велика потребность в защищенности, что в подобных ситуациях он становится особенно чувствительным или резким и упрямым, как уже было сказано. Реагируя неодобрительно на такое поведение ребенка , вы часто преувеличиваете упрямство ребенка и вымещаете на нем раздражение от неудачного брака! Вам следует больше, чем обычно, интересоваться ребенком и вникать в его заботы. Вашему ребенку необходима опора . Думайте о его проблемах по крайней мере столько же, сколько о своих собственных.

Все родители воспитывают по-разному: у каждого свои стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно если речь идет о формировании поведения ребенка — о дисциплине. Конечно, не стоит судить о том, правильно или неправильно другие родители поддерживают ее в своей семье, — уверены Джон и Карен Миллеры, авторы "Правил счастливых семей". — Однако они полагают, что существует всего два типа воспитания — слабое и сильное — и от нашего выбора зависит, будет ли установлена дисциплина в семье.

Для сильного воспитания характерен твердый подход, при этом пронизанный любовью, который учит ребенка, что родители для него — высший авторитет. Такие родители понимают, что основная цель дисциплины — со временем выработать у ребенка самодисциплину.

Они не уходят от ответственности, ссылаясь на то, что:

  • "Слишком устали",
  • "Сейчас это неудобно",
  • "Ничего не получится".

И не говорят, что не в силах навести порядок, потому что всем известно — сильному можно научиться.

В действительности большинство родителей сказали бы, что дисциплина, подкрепленная любовью, — вещь хорошая, но установить ее — совсем другое дело. Проблема многих родителей не в том, как ввести дисциплину (хотя это тоже важно), а в желании сделать это и понимании того, когда это нужно делать. На что мы и пытаемся обратить внимание: родители должны захотеть взять на вооружение сильный тип воспитания и выбрать для него подходящий момент.

Что касается изучения практических аспектов эффективной дисциплины, то на эту тему написано предостаточно книг, подкастов, сайтов и курсов, которые обучают родителей конкретным методикам и приемам. Пожалуйста, обращайтесь к любым доступным источникам.

Желание родителей установить дисциплину коренится в понимании того, что наши дети — это продукт нашего воспитания, и мы ответственны перед ними. Сильные родители понимают, что это их обязанность (которую они сами на себя взвалили) — твердо и решительно формировать личность своих детей на пути к взрослению.

Хотя установление дисциплины требует сил и времени, пожинать плоды будут все участники. Таким образом, хорошие родители дисциплинируют себя, чтобы дисциплинировать своих детей. Они не боятся проявлять твердость, потому что уверены в своей правоте.

Повод для тревоги

Мы предлагаем родителям "Правила дисциплины", подсказывающие, когда пришло время быть сильными. Если вы хотите научиться целенаправленно, своевременно и эффективно устанавливать дисциплину, предлагаем несколько ключевых вопросов:

  1. Непокорное поведение. Мой ребенок не повинуется старшим?
  2. Агрессивное поведение. Мой ребенок наносит ущерб имуществу?
  3. Поведение, привлекающее внимание. Мой ребенок мешает окружающим?
  4. Разрушительное поведение. Мой ребенок наносит вред окружающей среде?
  5. Опасное поведение. Мой ребенок подвергается опасности или подвергает опасности окружающих?
  6. Непочтительное поведение. Мой ребенок неуважительно ведет себя с другими людьми?

Ответ "да" на любой из этих вопросов свидетельствует о том, что пришло время проявить себя как сильный и ответственный родитель.

Поэтому вместо неправильных вопросов из серии "Почему мой ребенок так плохо себя ведет?" поставим QBQ вопросы (The Question Behind the Question — по названию концепции "Вопрос за вопросом"):

  • Как мне освоить новые навыки воспитания?
  • Как завоевать уважение ребенка?
  • Каким образом вжиться в роль сильного родителя?
  • Почему моя дочь такая непослушная?
  • Когда мой сын перестанет меня нервировать?
  • Кто спасет меня от этих детей?!

Когда родители задают неправильные вопросы, особенно "Почему мой ребенок такой неуправляемый?", можно ответить так:

ПОТОМУ ЧТО РОДИТЕЛИ ИМ НЕ УПРАВЛЯЮТ.

Приведем пример из жизни.

Однажды в ресторане мы обратили внимание на сидевшую за соседним столиком семейную пару с малышом, который крепко сжимал в ручонке резиновый самолетик. Малыш поднял игрушку высоко над головой и бросил через весь стол с такой силой, что бокалы родителей задрожали, привлекая внимание посетителей. Затем, словно кузнец, орудующий молотом, мальчонка поднял игрушечный самолет и бахнул им об стол снова, крича во всю глотку.

Взрослые, сидевшие рядом, явно были расстроены и смущены поведением ребенка и старались не встречаться взглядом с другими гостями. Но они почти ничего не делали, чтобы прекратить это безобразие.

Нам казалось, что им пора забрать у сынишки игрушку и прошептать на ушко твердое "нельзя" или даже вывести его из ресторана, чтобы успокоить, но мальчик снова бросил самолетик на пол. Усвоив все приемы, используемые маленькими детьми, чтобы добиться желаемого, он устроил мини-истерику. Все надежды на то, что галдеж прекратится, рухнули, потому что его мать достала игрушку и подняла ее в воздух, одновременно имитируя гул самолета. Он приземлился прямо в маленькие ручки, которые снова подняли его и грохнули об стол.

Эта история иллюстрирует слабое воспитание. Проще говоря, ребенок при попустительстве родителей делал что хотел. Поскольку малыш самостоятельно выбирал манеру поведения, он стал "сам себе хозяином". При этом папа и мама отреклись от своей руководящей роли.

Итак, вы потеряли свою власть:

  1. если ваш ребенок постоянно вмешивается, когда вы разговариваете с другими людьми;
  2. постоянно ноет, потому что знает, что ваше "нет" в конце концов превратится в "да";
  3. вы находите оправдания его плохому поведению, начиная от "Она устала!" и заканчивая "У него волевой характер!";
  4. вы просите своих детей что-то не делать, но они это делают, потому что вы за этим не следите;
  5. вы позволяете сыну или дочери непочтительно разговаривать с вами;
  6. любые наказания, о которых вы предупреждаете, отменяются раньше времени или не вступают в силу.

Естественно, мы любим своих детей, беспокоимся о них и хотим, чтобы они добились успеха в жизни. Мы демонстрируем любовь, не позволяя им приближаться к едущим машинам, горячей плите и подозрительным незнакомцам. Но хорошие родители проявляют любовь и тогда, когда отказываются от слабых сценариев воспитания, описанных выше. Чтобы быть сильными, ответственными папами и мамами, требуются старание и внимание, но это нормально, потому что ни один родитель не избежит забот и тревог!

Сильное воспитание начинается с сильных ценностей

Родители выполняют много важных задач, но, наверное, ключевая — это передача ценностей своим детям. Данный процесс заключается в постоянстве, повторяемости и выборе "подходящих моментов".

Все родители придерживаются разных принципов, ценят разные поступки и показатели успеха.

Например, для кого-то детский спорт связан с такими понятиями, как приобретение новых навыков, упражнения, построение отношений и обучение командной работе.

Другие родители связывают спорт с победами.

Это нормально, просто у всех разные приоритеты.

Вот почему некоторые родители хвастают: "Мой ребенок играет за университетскую команду!" Но, честно говоря, мы бы больше обрадовались, если бы они говорили: "У моего ребенка прекрасные манеры!" и "Мой ребенок очень вежлив!"

Конечно, не наше дело указывать, какие ценности являются правильными, — главное, чтобы вы сами были уверены в них и жили в соответствии с ними.

Необходимый элемент ценностной ориентации — определение непреложных ценностей. Это принципы и поступки, которые сильные родители четко обозначили как хорошие или плохие.

Например, в целом ряде семей мы наблюдали такие "нельзя":

  • смотреть фильмы "детям до 16",
  • сквернословить,
  • драться.

И в противовес им такие "можно" и "нужно":

  • демонстрировать хорошие манеры,
  • быть приветливым с гостями,
  • уважительно говорить друг с другом.

Непреложные ценности помогают родителям и детям принимать мудрые решения и делать правильный выбор. Они превращаются в инструменты, направляющие нас во всех наших начинаниях.

Задайте себе следующие QBQ:

  • Каким образом я могу четко донести свои ценности?
  • Как мне лучше преподнести свои ценности детям?
  • Как я научу своих детей делать правильный выбор?
  • Каковы мои непреложные ценности?

Комментировать статью "Поведение ребенка: правила дисциплины устанавливают родители"

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

Причины трудностей ребёнка могут быть спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях его надо активно слушать – возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство; не оставлять ребёнка наедине с его переживанием нашими обычными «уже поздно», «пора спать». Методика активного слушания: 1) Повернуться к ребёнку лицом 2) Не задавать ему вопросы; свои ответы строить в утвердительной форме. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и...

После выписки из роддома родителям приходится заняться формальным, но необходимым делом: юридическим оформлением необходимых документов. Получение свидетельства о рождении C собой нужно иметь: Справка из родильного дома Паспорта родителей Свидетельство о браке (если нет, необходимо присутствие обоих родителей) Выдают: Паспорта родителей с отметками в графе "дети" Свидетельство о рождении ребенка 2 справки на получение пособий (на работу одного из родителей и в отдел СОБЕСа) Прописка Для...

Вот в поведении ребенка автора я вообще не вижу каких-то психических отклонений. И нормально, когда ребенок попадает из дома, где уже выстроены правила и ограничения, в новый коллектив, где правила пока не установлены и он к ним не привык.

" Родитель не поведение своего ребенка обсуждает, его локус контроля - находится вовне. Это учитель виноват, что ребенок так себя ведет." Пока эти учителя сами не примут строгие правила, так и будут обвинять всех и вся, что дисциплины нет И кстати, эти учителя уверены...

Если дети воспитаны дома так, что правила не соблюдают и спокойного тона не понимают - то приходится кричать. Если бы все было так просто, проблема дисциплины на уроках вообще бы не стояла. Учитель ставит за плохое поведение двойки - родители в наказание лишают...

Запомните: ВЫ - ГЛАВНЫЙ!!! Когда я вспоминаю собственное поведение, то понимаю, что главная причина, по которой мне не удавалось призывать детей к дисциплине, это мое нежелание подавлять их восхитительную, неповторимую личность. Я не хотела подавлять их индивидуальность. Это очень американский подход, и у него есть свои положительные стороны, но мы ухитрились даже все хорошее довести до крайности. Во Франции у всех членов семьи есть свои роли. Родители - главные, дети подчиняются главным...

ДИСЦИПЛИНА. Воспитывая детей, помните, что вы закладываете будущие черты их характера. Дисциплина приветствуется везде, в каждой семье. Детей нужно дисциплинировать должным образом. Задумайтесь о том, часто ли ваши дети, перед тем, как что-то сделать, советуются с вами? Деткам нужен определенный порядок в их жизни. Неотъемлемой частью правильного развития ребенка является дисциплина. Чем больше времени родители будут тратить на воспитание своих малышей, тем больше они будут ощущать...

Как часто вам приходится оправдывать братишек и сестренок, которые не ладят друг с другом или даже дерутся? Мне приходилось слышать разные родительские оправдания: А мы с братом тоже в детстве как кошка с собакой жили. Да все дети дерутся. И что я могу сделать?! Вот разок в глаз получит, научится цивилизованно спорить... Но у меня есть другой вывод, точнее - серия аргументированных выводов. Старший младшему не товарищ? У моей приятельницы две дочки с разницей в возрасте в десять лет. Старшая...

«НЕМНОЖКО ПЛОХИЕ РОДИТЕЛИ, или внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции» Юридическое расследование – 1. [ссылка-1] Цитата: Далее Егорова М.О. утверждает, что: 1.А этот закон даёт им в руки ещё одну меру – период, когда можно работать с семьёй, и в эту работу включаются не чиновники, в законе чётко написано, включаются учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты...

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Меня поразила реакция и поведение родителей девочек-участниц конфликта: одна мамочка позволила себе прийти в школу и наорать на девочку Р., которая якобы обидела её дочь, в Главой одиннадцатой Семейного кодекса РФ установлены права несовершеннолетних детей.

Почему ребенок крадет? Развитие заложенных природой векторов напрямую зависит от воспитания. К сожалению, родителям при выписке из роддома вместе с младенцем не выдают инструкцию по применению. Желательно брошюру по системно-векторной психологии, которая помогла бы взрослым верно определить вектор ребенка и направлять его в нужное русло. Отпустить малыша в свободное плавание, также как и привязать на якорь означает вырастить неудачника. Печальная действительность свидетельствует о том, что...

список из предыдущего поста: что надо оговорить с няней, когда она приступает к работе в вашей семье. 7. Общение с посторонними. Лучше всего напишите список тех, кому можно открывать дверь квартиры (это могут быть Ваши родственники, друзья, соседи), оговорите возможность няни принимать собственных гостей, как и когда она должна это согласовывать с работодателем. Сообщите ей, что во время прогулок она должна внимательно выбирать детей (родителей, нянь) для общения с точки зрения отсутствия у...

Успеваемость * по всем учебным дисциплинам крайне низкая. Неоднократные, в течение многих лет, обращения к матери данного ребенка как родителей класса, так и многих учителей с просьбой повлиять и скорректировать его поведение, остаются без ответа.

Школа для детей с девиантным поведением -совсем другое.Откуда нам знать,что за фрукт у автора,может,ему там самое место,пока он дел не наворотил.Вот он гуляет Рамки должны быть, для мальчика обязательно, дисциплина должна быть, установленная родителями.

Проблема в поведении ребенка в садике. Скорее всего, ребенок устает от большого коллектива детей и от строгой дисциплины. Комиссию могут так же вызывать родители, если ваш сын обижает их детей.

Дети очень четко отслеживают, что и где можно, то есть даже если бы родители были такими неадекватными, то на поведение ребенка в группе можно было бы повлиять. Отсюда и правила, которые они устанавливают.

Родители пишут письмо, где высказывают нежелание видеть ребенка в классе. Поэтому в данном случае лучше подчиняться правилам, установленным учителем. Это на порядок другое поведение.

Ребенок должен знать дисциплину, что можно, а что нельзя. Помню, у меня была клиентка с 7-летней дочкой. Я много раз объясняла тебе правила поведения в общественных местах." И все. Ни разу она не достала дочь из-под стола, не крикнула на нее.

«Ребенок в семье. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка»

1. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Вопросы влияния на взаимодействия взрослого с ребен­ком, на формирование личности последнего широко обсужда­ются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение , что тип детско-родительских от­ношений в семье является одним из основных факторов, фор­мирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений “мать-дитя” является основным патогенетическим факто­ром, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть ти­пов семейного воспитания детей с акцентуированными чер­тами характера и с психопатиями.

Гunоnротекция (гиnооnека) характеризуется отсутстви­ем необходимой заботы о ребенке (“руки не доходят до ребен­ка”). При таком типе отношений ребенок практически предо­ставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Д омuuuрующая гunерnротекция предполагает окруже­ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью бло­кирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротек­ция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (На­пример, мать будет провожать подростка до школы, несмот­ря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гипер­протекции является потворствующая гunерnротекция , ко­торая проявляется в желании родителей удовлетворять все по­требности и капризы ребенка , определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ре­бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра­зы, типа: “Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне”) и скрыто­е виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев - или скрыто: в виде эмоциональной враждеб­ности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое буду­щее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, по­ручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фак­тор, усиливающий потенциальные характерологические рас­стройства ребенка. Под акцентуацией характера традици­онно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние вариан­ты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повы­шенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздей­ствиям.

Специалистами в области семейной психологии за послед­нее десятилетие выделены различные варианты типов отноше­ний “ребенок-взрослый”. Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально ­отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется ис­следователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Дан­ный тип назван автором “ воспитанием с отношением к ребен­ку как к маленькому неудачнику”.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-ро­дительских отношений были выделены на основании анали­за взаимодействия матери и ребенка при совместном реше­нии задач:


  • сотрудничество;

  • псевдосотрудничество;

  • изоляция;

  • соперничество.
Сотрудничество предполагает тип отношений , в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право “на авто­номию”. Помощь оказывается в сложных ситуациях, требу­ющих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вмес­те с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро­вание ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по­спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объе­динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и иг­норируются, участники взаимодействия не слышат и не чув­ствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа­тивы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как пред­ложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игно­рирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует го­товность к взаимопринятию, дает ощущение психологичес­кой безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности , жесткой регламен­тации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невро­тический конфликт. У самих родителей наблюдается неврас­тения. Диктуется: “Стань таким, каким я не стал”. Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социу­ме. Такие родители не любят в ребенке “ребенка”, он раздра­жает их своей “детскостью”.

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание . Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, соци­ального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, мо­гут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между жела­емым и должным. Родители приписывают ребенку, что он дол­жен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление при­родных основ темперамента. При таком типе воспитания дети ­холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся чувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в сем­ьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребен­ку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Та­кое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей , выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

В качестве дисциплинарных мер используются угроза “разлюбить” ребенка и угроза “уйти” из семьи.

Ребенку внушается мысль, что именно он будет причи­ной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или “плохого” родителя.

2. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ.

Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определя­ется родительскими директивами. Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка как в настоящем, так и будущем. Директива как косвенное родительское учение (программирование) впервые было описано амери­канскими специалистами по трансактному анализу Робертом и Мэри Гоулдингами.

Под директивой понимают скрытое, косвенное прика­зание, не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”. Директива-­это своеобразное “скрытое послание” родителя ребенку, по­учение. Сами родители могут не осознавать до конца глубин­ное содержание , которое заключено в их директиве. Можно выделить ряд директив, негативно влияющих на формирова­ние личности ребенка. Приведенные ниже виды родительских директив и их содержание раскрыты и проинтерпретированы отечественными психологами В. Лосевой и А. Луньковым. В названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.

Не живи ”. В бытовой речи это послание может переда­ваться частыми причитаниями и высказываниями следующе­го типа: “Глаза мои на тебя бы не смотрели”, “Чтоб ты сквозь землю провалился”. Расширенный вариант директивы про­является в “воспитательных” беседах родителей на следую­щие темы: “Сколько бед и сложностей принес ребенок своим появлением на свет”, “Как тяжелы и ужасны были роды”, “Воспоминания о желании прервать беременность”. Посколь­ку в каждой директиве есть скрытый смысл, смысл этой директивы состоит в желании управлять ребенком через воз­буждение в нем постоянного чувства вины. Ребенок может бес­сознательно принять решение, что он источник всех возмож­ных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. С годами это иррациональное чувство возрастает. Негативное влияние этой директивы состоит в том, что невротическая вина разрушительна. Семья как бы перекладывает на ребен­ка ответственность за все жизненные проблемы. В результате у ребенка возникают серьезные эмоциональные проблемы. Он может выполнять эту директиву следующим способом - де­монстрировать хулиганское, провокационное поведение вне дома.

Не будь ребенком”. В бытовой речи это может проявлять­ся, например, следующим образом: “Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький”, “Скорее бы ты вырос” и т. п. Родители часто употребляют высказывания, обесценивающие любые проявления детскости, подчеркивая желательность взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с соб­ственными детьми, так как не способны к раскованному, игровому поведению. Скрытый смысл такой директивы связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка. Это бывает характерно для инфантильных родителей.

Не расти”. Такая директива часто обращена к младшим или единственным детям в семье. В бытовом языке она про­является в следующих высказываниях: “Не торопись взрос­леть”, “Ты еще мала, чтобы краситься”. Подчеркивается пре­лесть раннего детства. Такую директиву дают родители , которые панически боятся сексуальной зрелости своих детей (это может быть и боязнь “пустого гнезда”, в которое неиз­бежно превращается семья при уходе взрослых детей). Скрытый смысл этой директивы состоит в следующем: “Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку”. Во взрослой жизни эти дети затрудняются созда­вать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями. Такая директива, безусловно принятая ребенком, может влиять и на формирование его физического облика. Ребенок начинает отставать в росте от сверстников, демонстрируя поведение, не соответствующее его возрасту.

Не думай”. В обыденной жизни эта директива проявляется в следующих фразах, обращенных к ребенку: “Не бери в голову”, “Не умничай”, “Не рассуждай, а делай”. В данной директиве содержится запрет на рассуждения, на интеллек­туальную деятельность. Дети, выполняющие такую директи­ву, во взрослом состоянии либо начинают чувствовать “пус­тоту в голове” при решении проблем, либо у них начинает болеть голова, либо появляется стремление “размыть” эти проблемы при помощи развлечений , алкоголя и наркотиков. Скрытый смысл такой директивы состо­ит в том, что родители сами боятся решать какие-то конкретные проблемы и передают детям свой страх.

Не чувствуй”. Эта директива предполагает запрет на проявление эмоций в целом либо запрет на какие-либо конкрет­ные чувства (например агрессию, страх). Заблокированные эмоции не исчезают, а проецируются на объекты, которые до­ступны. Взрослые, которые получали в детстве такую дирек­тиву, испытывают затруднения в проявлении чувств по отно­шению к сексуальному партнеру в семейной жизни. Ребенка как бы приучают не доверять своим ощущениям, сигналам тела. Во взрослой жизни та­кие люди часто страдают психосоматическими заболевания­ми (например ожирением, так как утрачивают контакт с чув­ством насыщения).

Не достигай успеха”. Такая директива передается в ходе воспитательных рассказов по типу: “Сами мы университетов не кончали”, “У тебя ничего не получится”. Родители высме­ивают планы и идеи ребенка. В итоге у него снижается само­оценка (“У меня ничего не получится”). Скрытый смысл ди­рективы связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто преследует злой рок. “Честно” выпол­няя полученную директиву, такой человек, пугаясь успеха, бессознательно “находит” многочисленные способы навредить делу, опаздывает на важную встречу, случайно проливает чер­нила на чертежи, попадает в больницу и т. п.

Не будь лидером”. Получал такую директиву , ребенок ча­сто слышит подобные слова: “не высовывайся”, “не выделяйся”, “будь как все”. Родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к их ребенку. Исходя из таких побуждений, они и охраняют детей. Став взрослыми, эти дети всегда ходят в подчинении, отказываются от карьеры, не стре­мясь доминировать в семье.

Не принадлежи никому, кроме меня”. Такую директиву передают родители, имеющие проблемы в общении. Они ви­дят в ребенке единственного друга. Родители всячески под­черкивают исключительность их взаимоотношений, непохожесть их семьи на другие семьи. С возрастом самооценка такого ребенка может быть адекватной, но он в любой группе будет чувствовать себя одиночкой, испытывая большие затруднения в ситуациях, предполагающих слияние с группой.

Не будь близким”. Скрытый смысл данной директивы, передаваемой матерью ребенку, состоит в следующем посыле: “Любая близость опасна, если это близость не со мной”. В отличие от предыдущей директивы , она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой.

Не делай” . Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему: “Ничего не делай сам, ­это опасно. 3а тебя все буду делать я”. При такой директиве активность и инициатива ребенка практически полностью блокируются. Став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела.

Не будь собой”. Такая директива может, например, бази­роваться на непринятии родителями пола ребенка. В высказываниях, обращенных к ребенку, и способах общения с ним, подчеркивается значимость черт, которые не свойственны это­му полу. Поскольку соответствующие его полу черты отрицаются, ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями. В итоге у него могут быть проблемы с формированием половой идентичности, а также трудности в контактах с противоположным по­лом.

Не чувствуй себя хорошо”. В этой директиве передается запрет на хорошее здоровье. Мать может говорить другим в при­сутствии ребенка: “Он у меня хоть и слабенький, но сделал...”. Ребенок приучает себя к мысли , что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого дей­ствия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Таким образом, ребенок в будущем получает разре­шение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. По­этому в будущем этот ребенок либо уходит в болезнь, чтобы по­лучать внимание от окружающих, либо симулирует болезнь для манипулирования другими людьми. Оставаясь здоровым, такой человек будет страдать ипохондрией.

Вероятнее всего, когда-то эти директивы имели положи­тельное назначение, являясь концентрированным опытом выживания нескольких поколений семьи в реальных истори­ческих условиях. Историческая ситуация изменилась, но ди­рективы как некое инертное знание все еще передаются сле­дующему поколению.

3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-ро­дительских отношений в семье является понятие “роли”. Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различ­ной. Ее содержание определяется, главным образом, той по­требностью родителей, которую ребенок, удовлетворяет, а именно:


  • ребенок может быть компенсацией неудовлетворитель­ных супружеских отношений. При этом ребенок высту­пает в роли средства, с помощью которого один из роди­телей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлет­воряется, то ребенок занимает место кумира ;

  • ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. (“У нас все как у людей”.) При этом ребенок выполняет роль объек­та для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает се­мью, не давая ей разрушиться. (“Мы не разводимся толь­ко ради тебя”), в этом случае на ребенка ложится боль­шая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его пове­дение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему “предписано играть” роди­телями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит фор­мирование характера ребенка. В связи с этим, можно выде­лить следующие роли.

Кумир” (“мамино сокровище”, “папино сокровище”). формируемые черты характера:· эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результ­ате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так , как собственная семья.

Козел отпущения”. Ребенок используется членами сем­ьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенк­а первоначально возникает комплекс неполноценности, со­четающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

Делегат”. Через данного ребенка семья контактирует внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожи­дают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тре­вога за возможные ошибки и т. д.).


4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Разрушительное воздействие на психическое развитие ре­бенка оказывает депривация . Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная. Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сен­сорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка. Двигательная депривация возникает при резком ог­раничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохо­го ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депри­вации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной деприва­цией понимают длительное отсутствие эмоциональных кон­тактов с матерью “холодная мать” или лицом , ее заменяю­щим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью на­блюдается феномен материнской депривации . Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка. Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и: школах·интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию “ребенка с депривацией”. Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:


  • эмоциональная поверхностность;

  • низкая способность к фантазированию;

  • “прилипчивость”;

  • высокая агрессивность;

  • жестокость;

  • инфантильная безответственность и др.
Как уже было сказано, отдельные аспекты феномена деп­ривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) ро­дительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои осн­овные функции и удовлетворять потребности членов семьи).
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА .

Существование ребенка в пространстве проблемной , дисфункциональной семьи с достаточно большой долей вероят­ности предопределяет его превращение в невротическую личность, лишая возможности стать личностью зрелой и самоактуализирующейся. Самоактуализирующаяся личность - это личность, которая способна к самореализации. Критерии самоактуализации выделены известными психо­логами экзистенциально-гуманистического направления:

А. Маслоу. Э. Фромом, К. Роджерсом. Данные критерии позволяют выделить базовые характеристики зрелой личности.

Способность к полному переживанию эмоций. Самоактуализирующаяся личность живет своими подлинными чувствами и заявляет об этих чувствах без подростковой застен­чивости.

Способность делать ответственный выбор между дви­жением вперед и отступлением. У такого человека отсут­ствует страх проигрыша, он не боится пережить негативный опыт.


  • Развитая ответственность перед своей совестью.
Выбор вариантов в процессе принятия решения осуще­ствляется на основании собственных принципов и убеждений.

Базисные черты невротической личности выделены из­вестным психоаналитиком К. Хорни.

Сензитивность . Сензитивность проявляется в повышен­ной восприимчивости к сигналам внешнего мира.

Тревожность . Невротик склонен воспринимать мир как угрожающий. У него много страхов (страх оценки, толпы, пуб­личного выступления и т. п.).

Гиперсоциальность . Невротик постоянно сводит счеты с социумом, стремится повысить свою значимость. Для невро­тика характерны чрезмерное чувство ответственности и чув­ство долга, отсутствие гибкости в социальных отношениях. Например, у “гиперсоциальных” женщин бывают самые “трудные” дети, так как все свое время они уделяют собствен­ной карьере и общественной жизни. Невротик выстраивает отношения с миром так же, как он выстраивает отношения с собственным отцом.

К. Хорни выделила и описала основные характерные не­вротические потребности следующим образом.

Потребность в любви и одобрении . Отличительной осо­бенностью этой потребности у невротика является своеобраз­ная “всеядность” В отношении объекта любви. Для невроти­ка характерно желание быть любимым всеми и каждым.

Потребность в поддержке . Характерно стремление иметь сильного и опекающего партнера, который может из­бавить от страха “быть покинутым” и страха одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят , и всегда стремится “заслужить” любовь. Именно эта его осо­бенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви и превентивное бегство в независимость.

Потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни, независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Поэтому желание невротика властво­вать сопровождается отказом от принятия на себя ответствен­ности за бремя власти.

Потребность в публичном восхищении, признании . Зна­ки признания и социального восхищения становятся для не­вротика мерилами самоценности личности.

К. Хорни подчеркивает, что невротические потребности ненасыщаемы, т. е. они не имеют пределов удовлетворения. Сколько бы такой человек ни получал любви и поддержки ­ему этого будет недостаточно. Давая обобщенную характери­стику невротической личности, автор отмечает, что у невро­тиков имеется заметное противоречие между их желаниями получать любовь от других и их собственными способностя­ми питать это чувство. Правда, невротик может быть и сверх­заботливым, но в этом случае он будет действовать под влия­нием навязчивых побуждений, вместо того чтобы излучать теплоту.

Ребенок рождается с огромными способностями к адапта­ции. Если воспитание идет без учета природных составля­ющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесс и А. То­мас в 50-е годы провели знаменитое ньюйоркское лонги­тюдное исследование. Они наблюдали за 133 детьми во вре­мя еды, игры, одевания; опрашивали родителей , учителей. В результате С. Чесс и А. Томас выявили определенные раз­личия в реакциях детей на окружающий мир, назвав эти различия темпераментом.

В своем исследовании “Знайте своего ребенка” (авторитет­ное руководство для современных родителей) они обобщили полученные результаты, подчеркивая, что в целях эффектив­ного воспитания ребенка в семье необходимо учитывать его энергетический уровень и скорость приспособления к новым ситуациям.

Они выделили следующие, генотипически обусловленные характеристики темперамента.

1. Степень моторной активности . Ребенок может ро­диться активным, тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться. В том случае, если ребенок родился пас­сивным, то навязанное ему требование повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизиру­ющий фактор.

2. Ритмичность. (Темп выделений.) Эта характеристика определяет темп чередования потребностей ребенка (ассими­лятивных и диссимилятивных). Существуют дети-ритмики, у которых ритм жизнедеятельности четко задан, и дети-диз­ритмики, не имеющие явно выраженного ритма потребност­ных состояний.

3. Приближение - удаление. Эта характеристика опреде­ляет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.

4. Интенсивность. Под интенсивностью понимается коли­чество энергии, которое используется ребенком для выраже­ния эмоций.

5. Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно на­ступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде.

6. Порог чувствительности . Порог определяется вели­чиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ре­бенка.

7. Качество настроения. Качество настроения характери­зуется общим эмоциональным настроем ребенка, в котором он пребывает чаще всего - “мажорным” или “минорным”.

8. Способность к сосредоточению . Данная характеристи­ка определяет особенности внимания ребенка , степень его “отвлекаемости”

9. Интервал времени, в котором поддерживается активность . Эта характеристика определяет то, как долго ребенок может находиться в состоянии активности.

В том случае, когда родители игнорируют перечисленные выше характеристики темперамента ребенка, навязывая ему чуждый ритм и интенсивность контактов со средой при удов­летворении потребностей, они создают условия для формиро­вания невротической личности. Наибольшие трудности в вос­питании обычно связываются со следующими типами детей.

Синички ” - дети с высокой эмоциональной чувстви­тельностью.

Улитки ” - дети, которые не проявляются сразу, они замкнуты, мотивы их поведения в новой ситуации часто не понятны, они “не пускают в душу”, не обозначают явно свои потребности.


  • Черепахи ” - дети, которые долго адаптируются к но­вым ситуациям, медлительные.

  • Нытики ” - дети, для которых характерен “минор­ный”, плаксивый фон настроения. Именно этим детям мень­ше всего достается родительской любви.
Таким образом, с точки зрения авторов, на развитие ребен­ка в семье влияет взаимодействие двух факторов: тип отно­шения к ребенку (“любящий” или “нелюбящий”) и тип тем­перамента ребенка, определяющий легкость или трудность его воспитания. При сочетании негативного типа отношения и “трудного” темперамента создаются наиболее неблагопри­ятные условия для развития ребенка. Для нормального развития ребенка в се­мье важен не тип темперамента ребенка, а тип материнства. В настоящее время существует нетрадиционная точка зрения, что даже в молоке матери есть ферменты, которые могут успокаивать ребенка и развивать его природные спо­собности.

Обобщая сказанное , можно заключить, что детско-роди­тельские взаимоотношения включают в себя достаточно слож­ное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.Н. Захаров выделяет пять параметров, определя­ющих содержание воспитательного процесса.

1. Интенсивность эмоционального контакта по отноше­нию к детям. В зависимости от интенсивности эмоциональ­ного контакта выделяются такие типы отношений, как гипер­опека, гипоопека, опека, принятие, непринятие.

2. Параметр контроля . Выделяются следующие типы кон­троля: разрешительный контроль, допускающий, ситуатив­ный, ограничительный.

3. Последовательность - непоследовательность в предъявлении требований .

4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в пе­реживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций .

5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком .

Сочетание этих параметров может определять разные типы неврозов. Например, ограничительная, аффективная неустой­чивость может вызвать у ребенка невроз страха ; сверхприня­тие, разрешительство и непоследовательность вызывают ис­терический невроз; выраженное одиночество - невроз навязчивых состояний.

Наиболее характерные черты патогенной системы воспи­тания по А. Захарову:


  • низкая сплоченность и разногласия членов семьи в вос­питании;

  • высокая степень противоречивости, непоследовательно­сти и неадекватности;

  • ярко выраженная степень опеки, ограничительство в ка­ких-либо сферах жизнедеятельности;

  • повышенная стимуляция возможностей детей и в связи с этим частое применение угроз и осуждений.
Процесс формирования невротической личности оказыва­ет влияние на целый ряд параметров системы семейных взаи­моотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.

Неразвитость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением лежит в основе психопатического ва­рианта аномалии личности ребенка. Нарушение этих от­ношений может рассматриваться в качестве механизма развития аномалии невротического варианта. Оба типа ано­малий, несмотря на ряд феноменологических различий, могут вызывать искажение самооценки и нарушения межлич­ностных отношений.